ЕГЭ литература

Литература – это предмет, который организует личность и поведение человека, его умение говорить и воспринимать окружающий мир, понимать прошлое и настоящее. Единый государственный экзамен по литературе – это достаточно сложное испытание для выпускников 11 класса. Предлагаемые задания по литературе выявляют, прежде всего, литературную начитанность школьников, уровень понимания художественного текста, его структуры, системы образов, жанровых особенностей произведения. Задания ориентированы на выявление филологической и речевой компетентности. Четыре задания требуют ответа на поставленный вопрос в форме краткого ответа из 5-10 предложений и одно задание – развёрнутого связного речевого высказывания о литературном произведении, самостоятельного в своих суждениях на литературные темы, показывающего способность к глубокому анализу произведения (объём не менее двухсот слов).

Любая подготовка начинается с осознания необходимости «предмета», его назначения, конкретных задач, содержания, структуры. В целом содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знание учащимися содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету:

  • умение воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
  • выделять смысловые части художественного текста;
  • выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать   характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • сопоставлять литературные факты и явления;
  • выделять позицию автора в произведении;
  • выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного   высказывания на литературную тему.

Главное в учебной подготовке по предмету – хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. Необходимо, чтобы ученики не только прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, но и были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме.

Выпускники, готовящиеся сдавать ЕГЭ по литературе, должны иметь представление (знать):

  • о путях развития русской литературы, об особенностях литературных   направлений и творческого метода писателя;
  • о родо-жанровом многообразии русской литературной классики;
  • о содержательности художественных средств изображения жизни в русской литературе;
  • о проблематике и системе образов произведений, входящих в обязательный минимум содержания литературного образования;
  • о сквозных темах и мотивах русской литературы.

Выпускники должны уметь:

  • определять хронологию творчества писателя или событий, отраженных в произведениях;
  • определять место действия в эпическом произведении и ориентироваться в системе образов;
  • рассматривать произведение в контексте развития литературы;
  • выявлять общие особенности поэтики автора, сюжетно-композиционные особенности его произведений;
  • кратко и точно характеризовать основную проблему литературного произведения;
  • анализировать литературные произведения с опорой на авторский замысел;
  • создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему, используя теоретико-литературные понятия.

Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к экзамену, – ничего не делать формально. Художественное произведение – это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить. Мы изучаем литературу в школе не для того, чтобы сдать экзамен, а чтобы приобщиться к великой культуре, само существование которой оправдывает противоречивый путь человечества от варварства к цивилизации.

ПОЗВОНИТЬ