ОГЭ физика

ОГЭ по физике является экзаменом по выбору при завершении 9 классов обучения. Этот экзамен выбирают для сдачи по нескольким причинам: переход в профильный класс, школу, лицей или гимназию, или поступление в техникум или колледж, где физика является основным предметом. Особое место среди сдающих ОГЭ по физике занимают те ученики, которые не переходят в профильный класс, но планируют в будущем поступать в ВУЗ на техническую специальность.

Ответственная подготовка и успешная сдача экзамена в 9 классе увеличивает шансы на поступление в лучшие технические ВУЗы. Это связано с тем, что ОГЭ и ЕГЭ строятся по принципу преемственности: сходные структуры работы и единый банк моделей заданий.

Перевод баллов по физике в школьную оценку осуществляется следующим образом

К проверке экзаменационных работ привлекаются учителя физики, при этом записи, которые ученик делает на черновике, не учитываются при выставлении оценки, поэтому не стоит бояться ошибок, допущенных в ходе поиска правильного решения.

Важными факторами являются:

  • правильное оформление бланка с ответами;
  • грамотная формулировка обоснований в развернутых ответах;
  • оформление задач (структура, рисунок, вывод формул).

Всего при выполнении работы по физике участник ОГЭ в 2019 году может набрать 40 баллов:

Каждая работа проверяется двумя независимыми экспертами. Если расхождение в оценках не превышает 2 балла – выставляется среднее арифметическое двух оценок, при большом расхождении работу проверяет третий эксперт, оценка которого и считается решающей.

Темы, входящие в ОГЭ по курсу физики:

  • Механические явления:
  • Равномерное прямолинейное движение.
  • Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение.
  • Движение по окружности.
  • Три закона Ньютона.
  • Сила трения.
  • Сила упругости.
  • Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.
  • Импульс тела. Закон сохранения импульса.
  • Механическая работа и мощность.
  • Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения механической энергии.
  • Простые механизмы. КПД простых механизмов.
  • Давление. Атмосферное давление.
  • Закон Паскаля.
  • Закон Архимеда.
  • Механические колебания и волны. Звук.
  • Тепловые явления:
  • Модели строения газа, жидкости и твердого тела.
  • Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.
  • Тепловое равновесие.
  • Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.
  • Виды передачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
  • Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
  • Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
  • Испарение и конденсация. Кипение жидкости.
  • Влажность воздуха.
  • Плавление и кристаллизация.
  • Преобразование энергии в тепловых машинах.
  • Электромагнитные явления:
  • Электризация тел.
  • Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов.
  • Закон сохранения электрического заряда.
  • Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики.
  • Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление.
  • Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
  • Работа и мощность электрического поля.
  • Закон Джоуля-Ленца.
  • Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.
  • Взаимодействие магнитов.
  • Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея.
  • Электромагнитные колебания и волны.
  • Оптика:
  • Закон прямолинейного распространения света.
  • Закон отражения света. Плоское зеркало.
  • Преломление света.
  • Дисперсия света.
  • Линза. Фокусное расстояние линзы.
  • Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
  • Квантовые явления:
  • Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения.
  • Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.
  • Состав атомного ядра.
  • Ядерные реакции.

На что следует обратить внимание при подготовке к ОГЭ:

  • Самыми трудными являются вопросы, связанные с магнетизмом и электромагнитным полем, с явлениями индукции и самоиндукции, поэтому им следует уделить немало времени при подготовке. Задачи на эти темы всегда вызывают определенные сложности у школьников на ОГЭ, а одно-два задания по ним на экзамене всегда присутствует.
  • Также часто вызывают затруднения у девятиклассников вопросы на геометрическую оптику (линзы, преломление света, глаз как оптический прибор), ядерную физику, строение атома. В условиях обычной школы эти темы находятся на задворках программы, они практически не изучаются. В сумме по всем этим разделам шесть вопросов на экзамене могут быть.
  • Самыми простыми задачами являются задачи на скорость, движение, теплоту, вопросы на размерность (например, в чем измеряется сила, давление). Или задания, где требуется определить что-то по графику. У этих вопросов высокий процент выполняемости. Поэтому любой школьник должен уметь их решать.
  • Ко второй части ОГЭ следует готовиться не позже, чем за два месяца до экзамена. В первой ее половине представлены задачи на механику, кинематику — с этим школьники хорошо справляются. А вот во второй половине сконцентрированы более сложные темы — оптика, квантовые явления, частота, звук, волны, спектры. Обратите внимание на эти вопросы, которым в школе уделяется мало внимания, и решайте по ним задачи.
  • Самое «дорогое» задание экзамена (№ 23) оценивается в четыре балла. Оно связано с проведением реального эксперимента: нужно собрать экспериментальную установку и произвести измерения. Это задание вызывает сложности у ребят, поскольку в школах есть проблемы с проведением лабораторных работ. На подготовительных курсах к нему тоже, как правило, готовят только теоретически, потому что учебные центры не располагают комплектами приборов ОГЭ. Если вы претендуете на самый высокий балл за ОГЭ по физике, следует найти возможность поработать с реальными приборами. Существует 8 стандартных комплектов оборудования, которое может понадобиться на экзамене. Какие именно будут использоваться, становится известно за несколько дней до экзамена, поэтому целесообразно провести дополнительную тренировку перед экзаменом с теми инструментами, которые будут задействованы; обязательно повторить, как снимать показания с приборов.
  • Важно очень точно записывать в бланк ответа все, что требуют правила. Проверяя свою работу, стоит еще раз взглянуть, ничего ли не пропущено: схематический рисунок, формула для расчета искомой величины, результаты прямых измерений, расчеты, числовое значение искомой величины, вывод и т.д., в зависимости от условий. Отсутствие хотя бы одного показателя приведет к снижению балла. За дополнительные измерения, внесенные в бланк, оценка не снижается. Рисунки должны быть выполнены очень аккуратно, небрежные схемы тоже отнимают балл. Немаловажно приучиться контролировать указание всех единиц измерения. Записывая ответ, ученик не должен указывать погрешность, но стоит донести до него информацию, что проверяющий имеет критерии и правильный ответ уже содержит границы интервала, внутри которого может оказаться верный результат.

Желаем Вам успехов, воли к победе и отличного результата на экзамене!

ПОЗВОНИТЬ